Романтическое приключение или поход по Поднебесным Зубьям на двоих

• 13 Августа 2010
  • Mur-Ka
Кузнецкий Алатау, район Поднебесных Зубьев

Впечатления-дневник о походе от имени Михи (рациональное), комментарии (эмоциональное) в скобках от меня=)

1 день (27 июня)

Приехали, как обычно, в Лужбу. (Время еще раннее, первая электричка вообще в 5.37 утра идет. А приезжаем в Лужбу примерно в 9.30). Переправились. Чуть отошли и сделали себе чай (а точнее кофе! С вкусной и еще свежей колбасой.)
И в 10.30 вышли на маршрут. И уже через 3 часа были у Барса (приют «Снежный Барс» - 10,5 км) на роднике с тремя остановками. (По дороге считали мосты, их оказывается 6! Отдохнули, перекусили немножко и двинулись дальше.)
Потихоньку перевалили к Куприяновской поляне. Встали не доходя до поляны 200 м в красивом месте, в лесочке. Итого на дорогу до Куприяна у нас ушло 5 часов с остановками. Прошли 16 км. (Для одного дня, тем более первого — это нормально). Так как подъем был ранний, то уже отдыхаем. Валяемся и варим компотик. (А наша маленькая собачка Жуля всю дорогу бегала взад-вперед, и на каждой остановке начинала скулить и звать нас топать дальше.)
Немного повалявшись стали готовить гречу в нашем чудесном казано-котле. В новом! Греча получилась изумительная. Наелись и пошли спать. (Дрыхли без задних ног. Даже Жулька уснула быстрее нас. А ночью еще и залезла к нам в спальник, чтоб теплее было!)

2 день (28 июня)

Выспались как никогда. Надоело даже спать, не то чтобы надоело, ну так =) Еще в городе у нас была гениальная задумка варить вечером побольше так, чтобы оставалось на завтрак. Так что утром нам не пришлось готовить, а только разогреть в нашем чудном казано-котле(Задумка реально гениальная! Оставалось только сварить кофе.)
Вышли, поэтому, уже в 9.30. Достаточно рано. Через 4 часа с остановками пришли на ручей Высокогорный.

Старые мостики там снесло. Сделали новые маленькие. (Не лень же кому-то было бревнышки таскать!). По ним и перешли. Чуть позже сделали чай. Раньше Высокогорного начался мелкий дождь, (который как раз к обеду разгулялся). Попили (горячего) чай по дождем, и дальше пошли тоже под дождем. (Стало мокро, холодно и почему то весело. Я пела песни, а Миха решил, что я сошла с ума. Как уж тут не сойти — с неба падает вода, впереди что-то синее и бесформенное на михиных ногах, под ногами чавкает болото, и маленький тибетский терьер постоянно просится на руки=)). Часа через 3 дошли до ручья Рамазин, мосты все снесло. Где переправиться не нашли. Встали на стоянку (к тому времени на мне вся одежда была уже мокрая насквозь, с носа капал дождь).
Стали сушиться. Потихоньку Маришка приготовила плов, а я заготовил дров. Поели и стали сушить шмотки, а я еще и спальник, так как промочил его. (Собака устроилась у костра греться, там и уснула.)

Тибетский терьер

Неожиданно выяснилось, что Джульетта оказалась тибетским терьером, а не простой дворняжкой, как думалось раньше. Выяснилось это случайно, но все признаки совпали и вскоре неоднократно подтвердились.
Тибетского терьера необходимо хотя бы раз в год выводить в горы. Иначе он теряет свою форму и становится обычной комнатной собачкой. В горах тибетский терьер проявляет чудеса прыгучести, выносливости и ориентации в пространстве.
Оказывается, еще сохранились черно-белые фотографии Вальтера Скотта с тибетским терьером.
В одном из своих путешествий Вальтер Скотт писал: «Тибетские терьеры чудесные и неприхотливые спутники в ваших странствиях. Они будут сопровождать вас, пока вы движетесь и разделят с вами ночлег и непритязательную трапезу. Эту породу собак вывели тибетские монахи. Одним из ее качеств, которые они оценили, является зализывание лысин».
Все описываемые качества мы увидели и оценили. За исключением зализывания лысин ввиду их отсутствия.

3 день (29 июня)

Утро порадовало теплом и солнцем. Проснулись утром. Великая радость — проход открыт! Уровень воды в Рамазине упал на метр. Развесили сушить все шмотки (спальники и палатку) На улице солнце! Разогрели вчерашний плов. В 10.40 перешли Рамазин. Путь на перевал почти все время в гору. (а когда не в гору, то по болоту. Дорога лежит через альпийские луга, которые располагаются здесь на аномально низкой высоте. Этим и привлекателен район Поднебесных Зубьев.
По дороге останавливались, чтобы передохнуть и насладиться всей красотой сопровождающей нас на пути к перевалу Караташский.
В 14.00 вышли к вершине к туру.
Написали записку, положили ее в тур (до нас люди тут были 3 дня назад). И вдалеке увидели горных козлов (метров 200 до них было, 4 больших и 2 маленьких. Особо не разглядеть, и все же интересно). Перекусили (я б даже сказала отобедали. Бутерброды с колбасой, сыром, огурцом и колбой, ммм... и чай, хоть и холодный, заготовленный с утра). И двинули в сторону перевала НГПИ. Много снега по пути.
(весна в этом году задержалась в горах. Обычно к этому времени уже травища по колено. А сейчас едва распускаются кандыки и подснежники.
Даже тибетский терьер безумно радовался снегу. Катался по нему мордой, копал и носился!)
Погода хорошая, солнце. Перед нами открылся вид на Золотую Долину. (Этот вид завораживает и хочется возвращаться сюда вновь и вновь!)
Начали спуск. При первой же возможности вышли на снег (по камням спускаться не удобно и долго получается). Связали рюкзаки и запулили!
Сначала я их выдавал на веревке (Мне идея показалась сумасшедшей, потому что рюкзаки могли утащить Миху за собой!), потом они проехали часть пути сами (это уже было более менее естественно), а потом бежал и тянул их за собой по снегу, и по камням (сами они не очень то катились с горы).
На пологом месте мы уже вдвоем впряглись и потянули вместе. (Жулька все время хотела запрыгнуть на рюкзаки сверху, но что-то ее останавливало.)
Дотянули до камней. И дальше пошли уже как обычно (набросив рюкзаки на сильные плечи).
В Золотой очень красиво. Здесь еще весна. Много снега, на озерах по краям лед.
Мы прошли дальше за озеро Харлыгкель по направлению к Круглому (озеро Круглое). Нашли очень симпатичную стоянку за большим камнем среди кедров. Вокруг красотища! Цветы, озера, ручьи.

Начали готовить ужин, поставили палатку. И из-за горы на нас вылез дождик (точнее вышла белая стена дождя). Этот дождик был первый из длинной череды дождей за этот вечер. Так они из-за горки вылазили и поливали нас. (а у нас был вкусный ужин, теплая палатка и нам было хорошо) Несмотря на костер (и тент над ним) стало мокро и компот мы допивали уже в палатке. Спать легли рано.

4 день (30 июня)

Хорошо выспались. Всю ночь шел дождь. Вылезли из палатки. Вокруг холодно и мокро. Дрова отсырели — костер никак не хотел разжигаться. Спасла припасенная береста. (Даже сухое горючее не помогло, отсырело и зажглось только позже от костра.) На завтрак сделали манную кашу (Мишкина каша, и у него она отлично получается!). Позавтракав решили никуда сегодня не ходить. А отдохнуть и просушить все вещи. Набрали вокруг сухого кедра, и сушились у жаркого костра. Вокруг все затянуто. Облачность. Иногда моросит, даже взвесь какая-то водная. (Я пыталась убедить Миху, что это облака, проплывающие сквозь нашу стоянку и всю долину. Ну, кто еще может похвастаться, что гулял по облакам?;)).

К обеду проголодались и из нашей колбасы «на перекус» сделали суп из пакета. Получилось очень вкусно! Жулька съела всю порцию. И, кстати, утреннюю манную кашу тоже. И тарелку вылизала. (А дома, выделывается. Может три дня подряд ничего не есть, если ей не вкусно!)

Погода чуть просветлела. Даже выглянуло солнце. И мы пошли погулять, чтобы по фотографировать, разведать тропу и заодно набрать дров. Все это с успехом сделали.

Притащили сухих кедровых корневищ. В округе кедра очень много. В августе сюда за орешками надо собраться. А еще черники по дороге поесть!. Пришли и снова сделали жаркий костер до ужина (так весь день и просидели возле костра на нашей уютной стоянке). На ужин наш чудо-казан сделал очередное блюдо-шедевр, с нашей помощью, конечно. Начинается оно как плов — лук, мясо, морковь, специи. Потом заливается холодной водой и, когда закипит, закидывается вермишель (лапша по-простому =)). объедение получилось. (у нас каждый прием пищи как трапеза — то плов, по греча по-купечески, то макароны по-флотски:))

Еще после обеда вырезали всякие поделки из кедра — амулетики. После ужина посидели немного возле костра и пошли в палатку...

5 день (1 июля)

С утра в палатку засветило солнышко. Стало понятно, что погода отличная. По всей долине кукукали кукушки. Одна из них сидела над нами на дереве и Жулю это очень беспокоило.

Она начала бегать и гавкать (по палатке, конечно! А время было всего-то около 6 утра и еще хотелось спать...) Ну и нам пришлось встать. Везде открылась видимость. Очень красиво, начали фотать. (А со стороны перевала на горы и на долину наползали облака)

Позавтракали. Выдвинулись в путь в 9.40. Дошли до Круглого озера.

Здесь нас атаковали полчища насекомых непонятного вида. (Они лезли в глаза, в нос, рот и старались облепить все лицо) Прорвались и потихоньку дотопали до водопадов (в основном шли «по направлению» и приходилось продираться через непроходимые заросли колючего кустарника, который больно царапал ноги). Обошли озеро Харатас по тропе слева и начали подниматься на перевал.

Но тропа шла не как на карте, а началась от полуострова, а потом вообще потерялась. Лезли без тропы вверх по крутому куруму и кустам. Долго.

Тропа нашлась только на самом верху перевала и по ней уже начали спуск вниз. Спустились к озеру. Подойти к нему негде. Идем ищем место для обеда. (Собираем дрова по дороге). В результате встали обедать только полпятого. (Дрова к тому времени уже выбросили). Хорошая стоянка возле маленького водопада (на реке Туралыг. Думали остаться тут на ночь, но пообедав решили идти).

Потопали дальше (на тропе, да и на перевале, видели следы и какашки медведя). И вскоре дошли до большого водопада.

Тропа заболочена, мокро идти. Полвосьмого дошли до маленькой стояночки и деревянная табличка «на Бель-Су». Перешли р. Туралыг. Действительно идет тропа. Двинулись по ней, но через полчаса поняли, что идет она не в том направлении (что нам нужна). Видимо, это параллельная тропа и ведет обратно на перевал. Вернулись обратно к реке и встали на ночевку (отойдя чуть от тропы в лес). Уже почти 21 час. Быстро покушали и уставшие легли спать. Утром придумаем куда идти.

6 день (2 июля)

Встали утром. Доели рис. Собрали рюкзаки, пошли искать тропинку. Так и не нашли обходной тропы. Решили идти по тропе, которая ведет в обратном направлении по другому берегу реки (короче говоря, по единственной тропе на этом берегу) в надежде, что от нее потом отойдет тропа в нужную нам сторону. В одном месте на возвышенности нашли костровище и стрелки на коре деревьев в нужную нам сторону. Но тропа в этом направлении терялась (в болоте) через десятки метров. Валить напрямую через лес мы не стали. Вернулись и пошли дальше по той же тропе (что выбрали вначале).

Тропа шла хорошая, иногда терялась под завалами (под снегом или на куруме), но снова находилась. В одном месте нашли несколько каменных турчиков, но не поняли куда они ведут. Перекусили и пошли дальше. А когда недалеко вышли к озеру, поняли, что туры — это начало захода на перевал Тайже-Су. От озера по карте идет направление туда. Но заход очень крутой. Мы поперлись по этому направлению, стали лосярить в гору. Залезли наверх и увидели следующее озеро. По южному краю озера направление по карте, которое нам надо пройти. Но там идут скальные сбросы. И мы стали забирать южнее обходя озеро по большей дуге и набирая высоту. (Тем временем вечерело и были мысли остановиться на ночь на этой стороне первала)

Идти проще оказалось по снегу и, с постепенным набором высоты, мы заходили на перевал.

С этой стороны на перевал надо заходить небольшой петлей к северу, обходя гигантские камни. На перевале нашли тур и записку группы из Томска (от 9.09.2009г. Перевал еще по-другому называется Марина. Видать такой же непростой...). Оставили свою записку и начали спускаться. Тропу не нашли на спуск. А зря!... Потому как по прямой выход на ручей смотрится простым, а на самом деле — это широкие полосы курума между полосами кустарника. И все это сливается в одно гигантское поле курума.

Такого количества камней редко когда увидишь. (пришлось прыгать по огромны валунам курума, пробиваться через кустарник. Спустились к ручью, а перехода на другую сторону не было. По берегу заросли то ли деревьев, то ли огромного кустарника, а сам ручей быстрый, глубокий и широкий. Много позже нашли место, где можно его перейти. Мишка прорубал тропу мачетой. Иначе никак!) Тропу потом нашли в лесу.

Предположительно, тропа обходит все это большой петлей к югу. Сориентировавшись, мы решили дойти дойти до ручья Верхнее Тайже-Су и там встать на стоянку. На перевале мы были в 17 часов, а на ночь встали в 22 часа. Спуск занял 5 часов. Очень устали. Снова заморосил дождь. Быстро приготовили супчик и кушали уже в палатке. Вот такой вот длинный день оказался.

7 день (3 июля)

С утра не хотели вставать и начали писать про вчерашний день, потому что вчера сил на это не было.
Потихоньку раскачались, приготовили завтрак. А когда из-за облаков выглянуло солнце стало совсем хорошо. Для начала движения нам предстояло перейти Верхнее Тайже-Су вброд. Поэтому одеваться сильно не стали, было тепло и пошли в шортах. Брод перешли с трудом, потому что течение сильное и глубоко (а еще большие камни. Я подскользнулась, ноги разъехались и не могла сама выбраться. Пришлось стоять посреди реки и ждать пока Миха перейдет, бросит свой рюкзак и вернется за мной). Поднялись на крутой левый берег, чуть углубились в лес и нашли хорошую тропу. Вышли мы в 12, а через 40 минут дошли до приюта Тайже-Су. Хотелось нам посетить там баню. Но приютчик загнул аж 400 рублей за час и мы пошли дальше. Видимо, из-за того, что мы в шортах, он решил что у нас куча бабла. И выглядели мы как пижоны. (Сейчас почему-то в лес люди ходят в основном в камуфляже и резиновых сапогах. А мы в шортах, в ярких футболках и кроссовках).

Дошли до ручья Нижнее Тайже-Су через него висит переправа на тросе (вся ржавая и скрипучая).

Переправились по одному (а Мишка с Жулькой), рюкзаки перетащили своей веревкой. Потопали дальше выбирать стоянку. Благо их тут уже большое количество попадается. В 14.30 нашли и встали, так как решили сегодня устроить разгрузочный день. В смысле мало ходить, а не мало есть. И всяко отдыхали.

Развесили сушить вещи, было солнышко. В общем полный расслабон. Вечером поели вкусной каши на колбасе и компот.

8 день (4 июля)

Проснулись в 8 утра. Погода клевая. Бель-Су блестит под солнцем. Доели вчерашнюю гречу вкуснющую. Начали собираться, в 10.20 вышли. Хорошая тропа, несколько ручьев. Стоянки попадаются.

Встретили кемеровских скаутов (вообще тут уже люди стали появляться). Около 14 часов сели перекусить. Сделали чаек на берегу Буль-Су, напротив скалки.

Попили и чуть ниже по течению нашли поворот к приюту Поднебесный. Приют прошли без остановки. Стоит столб с указателями, все тропы видны. Перешли ручей Поднебесный и начался длинный подъем в гору. После того, как набрали высоту началось движение вверх-вниз. Воды, стоянок нет. Много мокрых участков. Далее вышли на крутой спуск к ручью Чистайга. К хорошей стояночке — открытая солнечная поляна. Еще дымился костер, были дрова (прям мечта!). Я даже искупался.

И стали готовить ужин — спагетти с суджуком (вкусная сырокопченая колбаса), луком и морковью. Получилась такая вкуснятина! Съели все (даже Жулька слопала 3 добавки). Еще сделали вишневый кисель. В общем праздник желудка какой-то! (Сытые и довольные заползли в палатку)

9 день (5 июля)

Проснулись в 8 утра, как обычно. Солнышко осветило половину поляны, до палатки еще не дошло. На небе ни облачка! Прекрасный день! С утра я варил манную кашу на сгущенке. Получилась вкуснятина! (А у меня манная каша, такую как я люблю, не получается. Здорово, что есть Мишка, который готовит ее так как надо!)

Вышли в 10.15. тропа сразу же перешла через ручей и пошла по другой стороне. По пути впадало еще несколько ручьев.

Мы предполагали, что пообедаем после приюта Соболиный. Но тропа в нескольких местах шла одновременно по низу — вдоль реки, и по верху — по лесу. Так мы шли и неожиданно очутились у родника Чаша. Очень удивились! (По идее мы там должны были оказаться долго после обеда, ближе к вечеру). Видимо, на одной из таких срезок мы обошли приют по лесу. Ну и отлично! На радостях, что так много прошли решили пообедать супом. Сделать солянку с колбасой. Колбаса своя, солянка из пакета. (Соляночка и чай с листиками смородины, ммм....).

Пообедали и потопали дальше вдоль Амзаса. Дошли до Глухаринного. Сходили посмотреть водопад рядом.

Пошли также дальше. Надо заметить тропа вдоль Амзаса очень плохая, в отличие от Алгуя. Заросли, петли, много болот. Потом лес становится - ива, осина, встать на стоянку вообще негде. Мы с трудом нашли место почти возле слияния Алгуя с Амзасом, не доходя до приютов. Встали здесь на ночевку, чтобы с утра потопать в Лужбу. Пока жара и светит солнце помылись в речке. На ужин греча с колбасой и компотик. Завалились спать.

10 день (6 июля)

(Проснувшись утром порадовались тому, что светит солнце и погода обещает быть жаркой. Позавтракав и, заключительный раз в этом походе, собрав палатку выдвинулись в путь. До базового комплекса Амзас оставалось совсем немного. Добравшись до р.Томь скинули рюкзаки и стали ждать переправы. На том берегу электричка и поход заканчивается...

Переправа через реку Томь. Шучу конечно! Это телевизионщики снимали репортаж про слет ПТУ.

До переправы было еще добрых 3 часа. Вдоволь накупались - вода казалось теплой, по сравнению с ручьями наверху;) позагорали и уже совсем расслабились, веди длинный путь по Поднебесным Зубьям уже закончен.

Переправившись на левый берег приготовили себе обед, и к электричке уже были сытые и отдохнувшие.
Через 4 часа — 2 электрички, мы были в Новокузнецке)

Комментариев: 1

Клевое место, красивая природа! Завидую!!!

Форма добавления комментария

Guest, ваш комментарий:

Введите символы с картинки:

Фото:

онлайн в чулках бесплатно видео секс смотреть изнасилование видео бесплатно